Нет одинаковых людей. Все мы приходим в этот мир разными и различия эти не только внешние, но и более глубинные. Кто-то воспринимает мир больше зрительно, через образы, кто-то – через слух.  Для одного более важным являются слова, другим нужно прикоснуться к предмету, что бы составить о нем свое мнение, есть и такие для которых важней всего смысл сказанного.

            Можно и более подробно остановиться на различных способностях к мировосприятию, но основное для нас уже понятно – мы разные, и, соответственно, требуется неоднотипный подход для того, чтобы обучение принесло пользу, было максимально эффективным и целесообразным.

            К сожалению, наша система воспитания и обучения не отличается индивидуальным патронажем, скорее можно, уж, говорить о массовом, обезличенном, не учитывающим индивидуальные качества ребенка методе, когда видят в нем не маленького человека, а статистическую единицу, очередную галочку в отчетности. А ведь именно усредненность в обучении является основной предпосылкой к воспитанию человека толпы, серого среднего обывателя, не имеющего творческого начала, а если и имеющего, то по независящим от системы образования причинам. Это сказано не в укор просвещению России, не просто изжить то, что прививалось десятилетиями, кроме того, финансовые возможности явно недостаточны для внедрения дифференцированных систем обучения, носящих личностный, частный характер.

            Реформа образования настолько нетороплива и неуклюжа, что напоминает слепого в лесу, вроде бы и движется, только туда, не туда ли… Сама-то система этого точно не знает, но видимость знания пути создается исправно. Конечно, не все так печально, наша страна всегда была богата талантами и, все больше и больше, появляется учителей не равнодушных, профессиональных в нужной степени, интуитивных психологов, понимающих важность своей работы, стремящихся найти к каждому ученику свой, только ему присущий путь восприятия материала. Ребенок, чувствующий обратную связь с педагогом, тянется навстречу к нему, старается мобилизовать все свои возможности и, пытаясь вырасти в глазах любимого учителя, неосознанного растет сам.

          Дифференцированный подход на начальной стадии своего развития применяется нашим просвещением достаточно давно, это, так называемая, специализация. Да, конечно, определенная польза, несомненно, есть - пусть грубое, но разделение «физиков» от «лириков». К несчастью, двоичная система исчисления  в этом вопросе, по меньшей мере, скромна, внутренний мир ребенка бесконечно разнообразней, способности, может быть еще не проявленные, многогранны и чистота огранки напрямую зависит от мастера-наставника, от избирательности и индивидуальности используемых учителем методик.

            Идеально дифференцированным был бы подход типа «один ученик – один учитель», но реалии таковы, что идеал пока недостижим, или достижим, но, исключительно, в привилегированном варианте приватным образом.

            Замечательно, что появились школьные психологи, можно на ранней стадии выявить способности каждого конкретного школьника. Проблема в том, что выявить-то мы выявили, а вот дальше, что с этим делать, такое впечатление, никто не знает, а может быть знает, но не может, нет возможности. Действительно, имея тридцать-сорок подопечных сложновато найти подход к каждому, раскрыть его уникальность, помочь найти ту тропинку, которая подходит именно ему. И только следуя ее причудливым изгибам, человек может раскрыться чудесным цветком полноценной личности.

(0 голосов)
0 5 0

Светлана Алешкина

Абсолютно согласна с автором статьи. Я работаю практическим психологом 13 лет. Могу сказать , что взрослые должны создавать определенные условия для развития тех или иных способностей детей. Индивидуальный подход невозможно осуществить при наполняемости класса 30-40 человек. Да и работа самого психолога часто сводится к выполнению никому не нужной, рутинной, иногда бесполезной работы: участие в конкурсах, подготовка отчетов, заполнение документации. Иногда бывают дни, что некогда за бумагами с живым человеком пообщаться (крик души!!!). В любой случае, если ребенок мотивированный, ищет себя, желает реализоваться, и его поддерживают взрослые: родители, учителя, то раскрытые способности помогут найти ту тропинку, которая приведет у успеху.

11 мая в 09:05