1_prev.jpg

Сейчас достаточно часто можно слышать жалобы взрослых на непослушание, повышенную активность, невнимательность ребёнка в школе, дома, в детском саду. У ребёнка в начальной школе диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) - не редкость. И при установлении такого диагноза родителям обычно рекомендуется тщательное обследование и лечение ребёнка.

Справедливости ради нужно отметить, что за рубежом многие страны не считают это «болезнью» или каким-либо нарушением в работе нервной системы, которое необходимо лечить, исправлять или снимать с помощью медикаментов.

Да, с этими ребятами трудно, но им и самим бывает сложно адаптироваться, когда вокруг больше враждебности, неприятия и непонимания, нежели терпения, внимания и мудрого поведения.

В данной статье хотелось бы дать несколько рекомендаций, которые облегчили бы контакт и общение внимательного, любящего, заботливого взрослого с таким ребёнком.

Итак, как общаться с ребёнком, у которого СДВГ?

  1. Больше поддержки и позитива. Такие дети весьма болезненно реагируют на любую критику. Меньше запретов и указаний, что он НЕ должен делать, больше – позитивных формулировок и поддержки. Например, вместо: «Не бросай свою одежду!» можно сказать: «Давай я помогу тебе её убрать» и показать, куда и что можно сложить (брюки – повесить на спинку стула, рубашку – на вешалку). Но не нужно делать всё за ребёнка, важно делать с ним вместе, постепенно отдавая ему бОльшую самостоятельность (самостоятельность – но не бесконтрольность и равнодушие!).
  2. Важно хвалить ребёнка за конкретные достижения, поступки, дела: «Ты так чисто вымыл пол, что в комнате даже дышится легче».
  3. Учите ребёнка умению успокаиваться, регулировать своё состояние, справляться с эмоциями. Способы для этого могут быть самые разные: как специальные упражнения, так и спокойные игры, приятная музыка, принятие ванны.
  4.  Создайте правила, режим дня. Их не должно быть много, но они должны быть важными и ежедневно повторяющимися в одно и то же время. Гиперактивный ребёнок часто не знает ни своих, ни чужих границ, отчего страдают и окружающие, и он сам. Соблюдение правил, распорядка дня даст ему опыт соприкосновения с границами, потренирует, как с ними обращаться. Можно планировать весь день вместе, завести традицию обедать или ужинать в одно и то же время или, возможно, у творческих родителей возникнут какие-либо собственные варианты создания правил, границ. Главное, чтобы они были приемлемы, просты и ясны для ребёнка.
  5. Общайтесь с ребёнком! Ему бывает необходимо просто выговорится, и зачастую после возбуждённого монолога ребёнка, который внимательно выслушает родитель, не перебивая своими комментариями, малыш успокаивается и его гиперактивность «заземляется». Конечно, умение слушать сродни тонкому искусству. Но в любом случае всегда можно задать открытый вопрос, требующий развёрнутого ответа, а не односложного да/нет, выслушать до конца, не перебивая и не внося свои комментарии, во время его монолога, не отвечать за ребёнка, а дать время подумать и ответить ему самому.
  6. Обязательно реагируйте на плохое поведение. Ребёнку необходимо знать, что вас сердит в его поведении. Но реакция должна быть выдержанной, важно объяснить, за что конкретно наказан ребёнок без обобщений. Вместо: «Ты всегда непослушный такой» лучше сказать: «Я сержусь, потому что сейчас, когда я говорила, ты меня не слушал». Стоит ли напоминать, что наказание должно быть справедливым и адекватным проступку?! Не стоит спорить с ребёнком или менять свои решения, и лучше обойтись без угроз.
  7. Если вы приступаете к выполнению домашних заданий или каких-либо занятий, стоит помнить, что гиперактивному ребёнку необходимы особые условия, поскольку любые отвлекающие факторы сводят на нет всю его готовность к занятиям, снижают сосредоточенность:

- убедитесь, что ребёнок понимает задачу и что требуется от него для её выполнения,

- возможно, некоторые задания нужно будет разбить на несколько частей, чтобы выполнить их,

- делайте регулярные перерывы, поскольку работоспособность гиперактивного ребёнка может быть весьма непродолжительна.

  1. Дайте ребёнку возможность отдохнуть, «выпустить пар».
  2. Отдыхайте и сами по мере возможности. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ребёнком, попросите на время кого-нибудь посидеть, позаниматься с ним.
(0 голосов)


Юля

О! Отличный алгоритм! Надо сестре посоветовать, а то она иногда вообще не знает, что делать)

17 мая в 11:05