Бытует мнение, что бедному и голодному человеку необходимо помогать не финансами, а рабочим местом, чтобы он смог заработать себе на жизнь. Иначе, получая просто так деньги и не прилагая никаких усилий, индивидуум обленится, утратит целеустремленность и в результате еще больше погрязнет в бедности. Эта теория и не является правилом, но в обществе она получила широкое распространение. 

Наверняка филантропы, помогающие финансами нуждающимся людям, думают по-другому. Однако у среднестатистического обывателя возникает вопрос: в человеколюбии ли только дело?

Что кроется за филантропией

С другой стороны, психологи утверждают, что человек, осуществляющий вложения в благотворительные мероприятия или просто подающий нищим, далеко не всегда искренен в своих намерениях. В рамках исследований, основываясь на проведенных опросах, ученые увязали мотивацию таких людей с «эффектом лицензии». Кроме этого, специалисты уверены: подобная добродетель негативно влияет на их моральный облик. В таких случаях позитивное начинание имеет не до конца осознанную подоплеку – самим побыть плохими, тем самым восполнив финансовые потери.

дать

Психологи Амстердамского университета в рамках изысканий участвовали в акции Красного Креста по накоплению средств на благотворительные нужды, связанные с экологической проблематикой. Ученые в процессе мероприятия, а также в течение 10 последующих дней, анонимно опрашивали, осуществлявших пожертвования людей. В том числе задавались вопросы: готовы ли они постоянно платить деньги за экологически чистую электроэнергию и будут ли подписывать определенные петиции? 

Как оказалось, подавляющее число людей после внесения средств были менее склонны к аналогичным актам и не желали подтверждать никаких документов, то есть были против развития событий. Примечательно, что подобная активность падала независимо от суммы, которую жертвовал респондент: десять евро или несколько тысяч. 

На практике «эффект лицензии» давно признанная действительность в психологии, которая довольно часто всплывает на соответствующих форумах ученого сообщества. 

От чего зависит "эффект лицензии"

Психологическая сделка с самим собой является основой описываемого эффекта. Явление это нередкое и относиться может не только к благотворительности, но и к различным сферам нашего быта. Самый простой пример: после сеанса фитнеса, человек тут же заходит в забегаловку и съедает не совсем здоровую пищу. «Я же сбросил калории. Можно позволить себе чего-нибудь вкусненького» – думает он.черт

В социально-экономическом аспекте, можно отметить факты, когда семьи, согласившиеся стать участниками природоохранных акций по экономии воды, начинали потреблять больший объем электроэнергии. Однако электростанции, вырабатывающие энергию, в большинстве случаев сжигают уголь, который никак не улучшает окружающую атмосферу. Подобные случаи неоднократны и статистически достоверны. Психологи подчеркивают, что «эффект лицензии» – не является недугом всего общества, скорее это отражение моральных установок и характера отдельных людей.